Среднеколымский улус

Владимир Германович Тан-Багораз

(1865—1936)

Российский революционер, писатель, этнограф (этногеограф, этнокультуролог) илингвист (исследователь чукотско-камчатских языков, языка азиатских эскимосов, эвенского языка).

Детство…

Родился в семье учителя Менделя (Максимилиана Марковича) Богораза, из раввинской семьи, и Анны Абрамовны Богораз, из купеческой семьи городка Бар Подольской губернии. Брат хирурга Н.А. Богораза. При рождении было дано еврейскоеимя Натан, при крещении в подростковом возрасте—имя Владимир и отчество Германович. Псевдоним «Н.А. Тан» образован от имени Натан. Впоследствии Богораз стал употреблять псевдоним «Тан» с настоящим именем и/или фамилией.

Ссылка в Среднеколымске

С 1881 года входил в народовольческие кружки. С 1885 года примкнул к народовольческой революционной группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам; в 1889 году был сослан на 10 лет в Среднеколымск.

В ссылке В.Г.Богораз стал заниматься этнографией, причём настолько успешно, что Императорская Академия наук в 1894 году включила его в состав своей экспедиции (т.н. «Сибиряковская экспедиция»), снаряжённой с целью изучения жизни чукчей и других народностей Северо-Востока Евразийского континента. Около трёх лет (1895—1897) Богораз кочевал среди чукчей. По окончании экспедиции Академия наук выхлопотала для него разрешение возвратиться в Петербург, а в 1900 году направила в новую экспедицию—Северо-Тихоокеанскую.

Богораз считал изучение северных народностей, первобытных и полуистребленных, «социальным заданием эпохи», продолжением своей общественной деятельности. Жизнь в чукотских стойбищах дала ему не только массу этнографического мате-риала, который он позднее обобщил в своих научных трудах, но и побудила к литературной работе. Богораз -прозаик дебютировал в 1896 г. рассказом-очерком из жизни чукчей «Кривоногий», который В. Г. Короленко опубликовал в журнале «Русское богатство». В этом же году были напечатаны его первые «колымские» стихотворения.

Богораз ориентировался на литературный опыт Короленко, считая его главой «сибирской школы прозаиков», и сразу заявил о себе как писатель-этнограф. В «чукотских» рассказах он стремился к точной передаче быта и нравов чукчей, не идеализируя «дикарей», не гоняясь за экзотикой «примитива». Богораз изображает малоизученный народ с позиций гуманиста, отдает должное упорству чукчей в борьбе с суровой природой, их искренности и прямоте, ценит поэзию их верований, но не скрывает и варварскую дикость обрядов, бедность, племенную рознь.

Первая книга прозы Богораз «Чукотские рассказы» вышла в 1899 г., а в 1900 г. — поэтический сборник «Стихотворения». В 1899 г. Б. выехал в Нью-Йорк, оттуда он вновь отправляется в Сибирь, изучает этнографию и языки народов Камчатки и Чукотки. После окончания экспедиции живет в Америке, в 1902 -1903 гг. обрабатывает экспедиционные материалы, пишет новый цикл рассказов о Севере, роман «Восемь племен» о первобытной жизни народов северо-востока Сибири, роман «За океаном», посвященный судьбе русских эмигрантов в Америке, книгу очерков «Духоборы в Канаде». Оставаясь писателем-этнографом, Богораз в романе «Восемь племен» впервые широко использует фольклорный материал, создает легендарно-эпические образы. Вернувшись в Россию в 1904 г., Б. участвует в общественной борьбе, много выступает как публицист.

Чукчи с матросом корабля

С 1895 по 1897 г. по поручению Географического общества кочевал вместе с чукчами по тундре, знакомясь с их бытом, нравами, верованиями.

Литературное наследие

В своих очерках и рассказах Владимир Богораз по преимуществу оставался этнографом, не только по материалу («Чукотские рассказы», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: он силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма.В 1909 году опубликовал историческую повесть из жизни первобытных людей «Жертвы дракона», ставшую одним из первых в русской литературе произведений в жанре фэнтази. Удачно использовав накопленный в экспедициях этнографический материал, художественно переработав распространенный мифологический сюжет драконоборчества, попутно вывел в ней образ главного героя —носителя антиклерикальных и революционных идей. В 1914 году написал новую повесть о первобытных временах «На озере Лоч» —о жителях озерных свайных поселений в Северной Италии в эпоху энеолита.В 1928 году возобновил беллетристическую деятельность.

Произведения советского периода также оста-вались по сути своей этнографичными. Роман «Союз молодых» (1928) построен на сочетании этнографического материала—предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отце-убийства. В романе «Воскресшее племя» (1933) показано возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан был с излишней детализацией, натуралистическими подробностями.

Отрывки из рассказа «На реке Росомашьей»

«Чукчи страстно любят все возможные состязания, требующие физической силы и ловкости, и пользуются каждым удобным случаем для их устройства. Через каждые три или четыре дня в различных стойбищах околотка устраивались гонки на оленях, с бесконечным разнообразием призовых ставок, от куска облезлой волчьей шкуры до дорогого бобра. Эти гонки разнообразились пешим бегом, борьбой, прыганьем через барьер, скачками на лахтаке (скачки на лахтаке состоят в том, что несколько человек берут за концы широкую лахтачную или моржовую кожу и подбрасывают на ней человека как можно выше. Подбрасываемый должен, падая на шкуру, становиться на ноги. Лахтак—крупная порода тюленя. (примеч.автора))..Чукчи усиленно веселились и старались запастись весельем на целый год, вплоть до будущей весны. (В.Г. Тан-Богораз. Северные рассказы. Детгиз., М., 1958, с. 13-41)

Использованная литература

1. Богораз-Тан, Владимир Германович// Большая советская энциклопедия: в 66 т. (65 т. и 1 доп.)/ гл. ред. О. Ю. Шмидт.—М.: Советская энцик-лопедия, 1927.—Т.VI.—С.603-604.

2. Доклад В.Г.Богораз // Сибирская торговая газета. No262. 27 ноября 1901 года. Тюмень.

3. Брагинский М. А.Богораз, Владимир Германович// Еврейская энцикло-педия Брокгауза и Ефрона.—СПб., 1909.—Т.IV.—Стб.714—715.

4. Дживелегов А. К.Тан// Литературная энциклопедия: в 11 т.: т. 11/ Гл. ред. Луначарский А. В.; учёный секретарь Михайлова Е. Н.—М.: Худож. лит., 1939.—Стб.181-183.—824стб.: ил.

5. Егоров П. И. Русские писатели о Якутии. Часть 2. Якутское книжное издательство «Якутск», 1982.—70 с.

6. Карташёв Б. И.По стране оленных людей. Путешествия В.Г.Тана-Богораза.—М.: Географгиз, 1959.—48 с.—(Замечательные географы и путешественники).

7. Народы Дальнего Востока СССР в XVII—XX вв.: Историко-этнографические очерки / Отв. ред. И.С.Гурвич.—М.: Наука, 1985.—239с.

8. Тан, псевдоним// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.).—СПб., 1901.—Т.XXXIIa.—С.612-613.

9. На международном конгрессе американистов// Этнографическое обозрение.—1904.—No 3.—С. 142—143