Верхоянский улус

(24 августа 1858—20 апреля 1945)

Польский писатель, этнограф, участник польского освободительного движения, отбывавший ссылку в Якутии, автор фундаментального труда «Якуты. Опыт этнографического исследования».

Биография

Серошевский происходил из польской мелкодворянской семьи, поместье которой было конфисковано после польского восстания 1863 года. По окончании гимназии занимался слесарной работой в ремесленной школе Варшавско-Венской железной дороги в Варшаве. Участвовал в рабочем движении, в 1879 годах за сопротивление полиции приговорён к восьми годам тюрьмы.

Приговор был заменён ссылкой в Якутию, где Серошевский провёл 12 лет (1880—1892). Здесь он стал писать рассказы из жизни местных жителей и собирать этнографические материалы.В 1880 году в Верхоянске Серошевский женился на якутке Анне Слепцовой, у них родилась дочь Мария. В 1886 году Анна умерла. В1892 году Серошевскому было разрешено свободное передвижение по Сибири. В Иркутске он закончил научный труд на русском языке под названием «Якуты. Опыт этнографического исследования», который был издан и премирован Географическим обществом. Этот труд является одним из наиболее полных исследований состояния традиционного быта и культуры якутов конца XIX века. В 1895 году Серошевский женился на Стефании Милановской.

В 1898 году Серошевскому было разрешено вернуться на территорию Царства Польского. В конце 1890-х гг. путешествовал по Кавказу. В 1903 году участвовал в экспедиции Русского географического общества к хоккайдским айнам, прерванной из-за осложнения отношений между Россией и Японией. После прекращения экспедиции побывал в Корее, Китае, на Цейлоне, в Египте и Италии. Материалы, собранные на Дальнем Востоке, легли в основу второго этнографического труда Серошевского «Корея».

В Якутске имя В.Л. Серошевского увековечено на памятнике ссыльным полякам –жертвам массовых репрессий и выдающимся исследователям Сибири, культуры и языка якутов. В историко-краеведческом музее села Аппаны Намского района установлена памятная панель Вацлаву Серошевскому.

Памятная панель В.Серошевскому

На польско-русском съезде в Москве 12 апреля 1905 году Серошевский произнёс речь о совместной борьбе, в которой были слова «за нашу и вашу свободу», ставшие своего рода лозунгом для сочувствующих русско-польскому сближению. За статью в «Ежедневном Курьере», требовавшую отражения военного положения в Царстве Польском, амнистии и фактического осуществления свобод манифеста 17 октября, Серошевский был арестован и предан военному суду. Несмотря на энергичный протест «Союза в защиту свободы печати», Серошевский не был освобождён и бежал за границу.

В 1910—1914 годах Серошевские жили в Париже, где были заметными персонами в эмигрантской среде. Вацлав был председателем Польского художественного товарищества, дома у Серошевских бывали Мария Склодовская-Кюрии Владислав Мицкевич.

В 1914 году Серошевский вступил в легионы Пилсудского. В 1918 году был назначен на пост министра информации и пропаганды во Временном правительстве Дашинского. В 1935—1938 годах член Сената Польши. Скончался от пневмонии в Пясечно недалеко от Варшавы. Был похоронен там же, в 1949 г. перезахоронен на кладбище Повонзки в Варшаве.

Творчество

Для произведений Серошевского характерны идеализм,гуманизм, вера в единство человечества. В его дальневосточных рассказах любовно изображается добродушие, наивность, гостеприимство местных жителей. Одним из критиков было замечено, что «якутский и тунгусский миры у Серошевского привлекают наше внимание больше тем, чем они похожи на нас, нежели тем, чем от нас разнятся».

Еще в заключении в Варшаве Серошевский написал знаменитое стихотворение «Чего они хотят?» для рукописного тюремного журнала. Однако подлинное начало его творческой деятельности оказалось связанным с якутской темой. В 1900 г. он опубликовал рассказ «Хайлак» о трагическом столкновении ссыльного разбойника с местными жителями-якутами. Постепенно у Серошевского (он взял псевдоним Вацлав Сирко) накопился целый цикл рассказов: «Осень», «Украденный парень», «В жертву богам», а также литературно обработанных преданий о Манчары и покорении Колымского края. Эти произведения вошли в сборник «Якутские рассказы», изданный в 1895 г. На долю сборника выпал шумный успех. Рассказы печатались в лучших столичных журналах и переиздавались в массовых сериях: «Читальня народной школы», «Книжка за книжкой», «Библиотека юного читателя».

Попова Маргарита

Основные произведения:

«Якуты. Опыт этнографического исследования», «Якутские рассказы», «На краю лесов».

По мотивам романа В.Л. Серошевского «Предел скорби» Алексей Балабановов снял фильм «Река».

(1878-1924)

Видимый советский работник,один из старейших членов партии—родился в семье приказчика в городе Москве в 1878 году. Член РСДРП с 1898 года. Он неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Умер в 1924 году.Похоронен на Красной площади у Крем­лёвской стены в Москве. Именем Ногина назван г.Ногинск (быв. Богородск). В Москве бюст Ногина (скульптор А.П. Шлыков) установлен в вестибюле станции метро «Китай-город» (в 1971–90 станция «Площадь Ногина»).

Ногин в Якутске

В Якутск Ногин был доставлен 19 июня 1912 г. Местом ссылки определен г.Верхоянск, куда он прибыл 12 июля. Там занимался самообразованием, следил за общественной жизнью, полу-чал газету «Правда», переписывался с товарищами из России, давал уроки детям местных жителей. Написал книгу «На полюсе холода», в которой рассматривал вопросы о социально-экономических отношениях верхоянских яку-тов, эксплуатации их местными тойонами и представителями царской администрации. Книга содержит элементы этнографического описания населения. В феврале 1914 г. Ногин прибыл в Якутск. Здесь встретил близких ему людей –Е.М.Ярославского, К.И.Кирсанову. Они с радостью приняли его под свой кров.

1 мая Ногин вместе с Емельяном Ярославским организовал в Якутске маевку, на которую, кроме ссыльных, собралась якутская молодежь. Он выступил с докладом о текущем моменте, говорил о признаках надвигающейся мировой войны, о стоящих в связи с этим задачах перед большевиками.

Книга «На Полюсе холода»

Он написал книгу «На полюсе холода», которая была опубликована 1919 году в Москве. Затем эта книга была переиздана в 1931 году под названием «В стране полярного холода». Книга Ногина оставила глубокий след в научном изучении Якутии в ней автор описывает свои дорожные впечатления по пути в Верхоянск, дает общую характеристику Верхоянского округа, первые впечатления о городской жизни. Имеются главы, посвященные истории политической ссылки в Верхоянске, русским казакам и купцам, верхоянским якутам автор подробно останавливается на описании природы, на нравах, обычаях и занятиях Якутов, описывает их поверия религиозные представления и т.д. Отдельные места из воспоминаний представляют собой некоторый литературный интерес. Ногин о якутском народе пишет как о народе развивающемся, упорно отстаивающие свое существование даже в жестких условиях в частности. В главе «Верхоянска якуты» он пишет: «Большинство народов Севера, попавших под владычество русских, вымирало. Ярким исключением являются якуты –народ, отнюдь не вымирающий, а развивающийся, очень не заслуживающий того, чтобы его считать «диким». А отсталость якутов в своем развитии, узость их духовного кругозора автор всецело объясняет несправедливостью того социального строя и тех общественных отношений, которые существовали при царизме. Он не сомневается в прекрасном будущем верхоянских якутов.

8 июня 1914 г. Ногин, получив «Открытый лист», выехал из Якутска навстречу новым событиям…

 

С 1916 г. Ногин –в Москве. Был членом Московского областного бюро ЦК РСДРП. После Февральской революции Ногин –один из организаторов Московского совета, а с сентября 1917г. председатель Моссовета, член ВЦИК 1 созыва. В октябрьские дни Ногин –член Московского Военно-революционного комитета. В составе первого СНК –нарком труда, член Президиума ВСНХ, в 1921 г. Председатель Всероссийского союза работников кооперации, в 1922–1924 гг. председатель правления Всероссийского текстильного синдиката. На V и VI съездах и VII апрельской конференции избирался членом ЦК партии.

Стр. 3Группа членов Исполкома первого созыва Моссоветапосле Октябрьской революции. Сидят (слева направо):1) Игнатов, 2) Ратехин, 3) Корзинов, 4) Розенгольц, 5) Пискарёв, 6) Сальников, 7) Ангарский, 8) Борщевский, 9) Фельдман, 10) Каныгин, 11) Смидович, 12) Горкунов, 13) Сахаров, 14) Рогов, 15) Лисицин, 16) Радзивиллов, 17) Ногин, 18) Певунов. Стоят (слева направо):1) Темкина, 2) Илюшин, 3) Меркулов, 4) Рыков, 5) Заморёнов, 6) Будзыньский, 7) Обух, 8) Смирнов, 9) Савин, 10) Семашко, 11) Исаев, 12) Вознесенский, 13) Буровцев, 14) Белорусов, 15) Желтов, 16) Булочнинов, 17) Фонченко.

 

Полицейская карточка Виктора Ногина. Октябрь 1907 года


Город Ногинск. Памятник установлен в 1958 году.