Вилюйский улус

Русский философ-материалист, революционер-демократ, ученый, литературный критик, публицист и писатель.

Биография

Н. Г. Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове в семье протоирея, получил блестящее домашнее образование, с малых лет отличался необыкновенной начитанностью. Обучался в духовной семинарии, но бросил спустя три года занятий ввиду «переобразованности».

В 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. В это время Николай Гаврилович начал приобщаться к идеям социалистов-революционеров и французских материалистов, что в итоге сделало Чернышевского «тем самым Чернышевским». Окончил его через четыре года кандидатом и получил назначение в Саратовскую гимназию. В 1853 году встретил свою будущую жену, Ольгу Сократовну, с которой переехал в столицу. В 1854 году начинает работу во Втором кадетском корпусе, но вскоре из-за конфликта с офицером по-дал в отставку.

В 1850-ых годах Чернышевский посвятил всего себя литературе: он стал редактором таких общественно значимых газет как «Современник», «Санкт-Петербургские ведомости» и другие. Кроме то-го, в 1858 году после трехлетней задержки он получил степень магистра русской словесности за диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой он ввел новое для того времени понятие прекрасно-го: «… „прекрасное есть жизнь“ будет следовать, что истинная, величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». Именно в это десятилетие Чернышевский опубликовал особенно значительные статьи, касающиеся социально актуальных тем, при этом активно принимал участие в деятельности революционных кружков. В 1860-ом году было написано главное философское сочинение Чернышевского -«Антропологический принцип в философии», которое подтвердило его несомненное лидерство в сфере русского философского материализма.

В сентябре 1861 года правительство установило за писателем тайную слежку, а в июле 1862 года он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В мае 1864 года приговор был оглашен, Чернышевский прошел процедуру гражданской казни. В качестве наказания были назначены каторжные работы, с 1864 по 1871 года Чернышевский отбывал его в четырех местах: Усольский солеваренный завод, Кадаинская тюрьма, Александровский завод и Акатуйская тюрьма, пока в 1871 году не был переведен в Вилюйск. В 1883 году им было получено разрешение поселиться в Европейской части Российской империи, и до 1889 Чернышевский жил в Астрахани. Благодаря сыну Михаилу ему удается вернуться в родной Саратов, но не прожил там и полугода: писателя убила малярия.

Чернышевский скончался 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Вилюйская ссылка

г. Вилюйск

Чернышевский Николай Гаврилович томился 12 лет в Вилюйском остроге. Он переживал тяжелые лишения и был угнетен тяжелыми заболеваниями: суровый климат вызвал в организме ревматизм, цингу, зоб и малокровие –типичные болезни каторжных. Однако, сильный духом, он не был слом-лен. В ссылке Чернышевский продолжал трудиться и написал роман «Отблески сияния», много писем-трактатов, публицистических и философских произведений, многие из которых он уничтожал сам или они исчезли в тайниках цензуры. В Вилюйском остроге у Чернышевского не было возможности общаться с кем-либо кроме жандармов и местного населения, частная же его переписка также была затруднена. Это объясняется тем, что власти откровенно боялись его влияния на других ссыльных и заключенных. Это обстановка не ожесточила характер писателя по воспоминаниям В. Г. Короленко: «Чернышевский был добр бесконечно, всем готов был помочь, особенно якутам, а тем более в болезни. К нему часто приезжали якуты. Любили они его. Приедут бывало и спросят: «Есть Никола?». Чернышевский тут же ставит самовар и поит их чаем. г.Вилюйск

По-якутски не понимал ни слова, но урядники-якуты переводили ему. Между тем известно, что он отказался принять у себя приезжавших из Якутска в Вилюйск губернатора и архиерея». Кроме того, остались свидетельства, что Чернышевский отзывался о якутах как о людях добрых и честных, несмотря на темную дикость, и о том, что их крайне бедственное положение обусловлено несправедливыми социальными отношениями. «Через несколько времени будут жить и якуты по-человечески», –писал он в 1873 г.

Вилюйская тюрьма

Сам Чернышевский никогда не просил о смягчении своей участи, в частности, летом 1875 г. отказался от подачи прошения, к которому пытались склонить власти. В конце своего заключения, 2 сентября 1883 г., он был доставлен из Вилюйска в Якутск и в тот же день был отправлен в Иркутск. Тридцать пять дней непрерывной езды потребовалось, чтобы добраться от Вилюйска до Иркутска. За-тем он был доставлен в Астрахань. Так закончилось многолетнее наказание.

Знакомство с населением

Человек вдумчивый, пытливого ума, Чернышевский, наблюдая будничные факты жизни, легко угадывал трагическую судьбу всего народа этой далекой окраины. Прежде всего его заинтересовала жизнь местного русского населения -казаков и мещан, в меньшей степени чиновников и попов. Ее типичной чертой, как сразу же подметил он, являлось тесное общение с якутским населением. Чернышевский су-мел сразу же подметить исторически сложившуюся близость и родство якутских и русских трудящихся.Дом Чернышевского в ВилюйскеВилюйская тюрьмаЗнакомство с населением

Чернышевский, живя в Вилюйске, находился в близких отношениях с местным якутским населением. Он давал местным жителям советы по вопросам земледелия и животноводства, оказывал посильную медицинскую помощь больным. «Я даю мудрые советы относительно земледелия, ухода за лошадьми», пишет он.

Дом Чернышевского в Вилюйске

Особенно сочувственно и с большим уважением он относился к якутской бедноте, страдавшей под гнетом якутских тойонов. «И вообще люди здесь добрые, почти все честные; некоторые, при всей их темной дикости, положительно благородные люди, но видеть их нищую жизнь, мутит мою душу, я и не смотрю по возможности». —писал он к своим родным.О страшной нищете якутской бедноты Чернышевский пишет во многих других письмах. Жаль смотреть на этих людей», —писал он жене,—«Я присмотрелся к ним, очень присмотрелся, но к виду этих людей я не могу быть холоден; их нищета мутит и мою заскорузлую душу. Я перестал ходить в город, чтобы не встречать этих несчастных; язбегаю тропинок, по которым бродят они на опушке леса».

Но Чернышевский знал, что так вечно не будет, великий русский революционный демократ, истинный защитник народа верил, «через несколько времени будут жить и якуты по-человечески». Эти слова Чернышевского оправдались в наши дни.

Память и признание

Чернышевский как революционный идеолог и романист упомянут в высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Х. Бо-теваи других исторических личностей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали его «главой революционной партии» в России, также во время заключения Чернышевского они описывали печальным, а отсутствие писателя всемирной потерей.

Н. Н. Иннокентьев. Николай Гаврилович Чернышевский в ссылке

 

 

В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с положительными отзывами В.И.Ленинао романе «Что делать?».

Чернышевский значительно повлиял на многих писателей и общественных деятелей. В частности, Г.В.Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения, отмечал: «моё собственное умственное развитие совершилось под огромнейшим влиянием Чернышевского, разбор взглядов которого был целым событием в моей литературной жизни».

Писатель В.А. Гиляровский после прочтения«Что делать?» сбежал из дома на Волгу—в бурлаки. В настоящее время имя Чернышевского живо в памяти общества, в России существует ряд географических названий, связанных с ним: это улицы, площади, переулки, поселок городского типа в Якутии. Один из важных -Музей имени Н.Г. Чернышевскогов Вилюйске, в котором находятся экспонаты годов ссылки писателя.

Использованная литература:

Варламов И.И., Васильев С.Н., Данилова А.П., Романов И.М. 325 лет вместе с русским наро-дом. Якутск, 1957.

Гоголев З.В., Захаров А.И., Харитонов Л.Н. Ведущая роль русского народа в развитии народов Якутии. Якутск, 1955.

Иванов В.Н., Федоров М.М. Исторические связи народов Якутии с русским народом. Якутск, 1987.

Московский А.С. Очерки советской историографии. Якутск, 1976.

Романов И.М. Н.Г.Чернышевский в Вилюйском заточении. Якутск, 1957.

Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. М., 1940.

Фотографии предоставлены Домом-музеем «Якутская ссылка», г.Якутска.Попова Маргарита

Биография

Борис Владимирович Лунин родился 16 августа 1899 года в Саратове в семье аптекарского служащего.Детство и школьные годы прошли в Орле. Учился он в частной начальной школе, затем в 1-й Орловской гимназии. В 1918 году Борис Владимирович поступил на филологический факультет Московского университета. Однако, вместо учёбы он стал работать в отделе народного образования Московско-Курской и Нижегородской железной дороги, трудился во внешкольном отделе Наркомпроса. В 1921 году Лунин вернулся в университет.С 1925 году он начал работать в периодической печати -в журналах «Смена», «Молодая гвардия», газете «Комсомольская правда».

Лунин и Якутия

В 1931 году Б. В. Лунин был отправлен в командировку в Якутию, но вместо положенных нескольких месяцев пробыл там полтора года. Поездки и знакомство с краем, с людьми, с неповторимой северной природой дали богатейший материал писателю для нескольких книг и многих статей. Им были на-писаны книги: «Смерть ойуна», «У золота» (за эту книгу автор впоследствии был удостоен Республиканской премии им. Ем. Ярославского), «Молодёжь в осаде», «Партизан Егоров» и другие. После возвращения из Якутии Б. В. Лунин работал в «Литературной газете», а с 1940 года был старшим редактором, заведующим редакцией классической литературы в Детгизе.В 1941 году в рядах Московского ополчения он участвовал в боях за Москву.В члены Союза писателей СССР Б. В. Лунин был принят в 1968 году.В 1970-е годы Б. В. Лунин написал серию биографических документальных произведений о русских писателях: «Живые страницы. А. С. Пушкин. Н. В. Гоголь. М. Ю. Лермонтов. В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов». За эту серию Борис Владимирович Лунин удостоен звания лауреата общества «Знание» (по результатам конкурса на лучшую книгу для народных университетов).

Побывав в Вилюйске, куда в своё время был сослан Н. Г. Чернышевский, Лунин собрал материал о знаменитом писателе-публицисте и впоследствии издал увлекательно написанную книгу «По следам вилюйского узника».

После возвращения из Якутии Б. В. Лунин работал в «Литературной газе-те», а с 1940 года был старшим редактором, заведующим редакцией классической литературы в Детгизе.В 1941 году в рядах Московского ополчения он участвовал в боях за Москву.

В члены Союза писателей СССР Б. В. Лунин был принят в 1968 году.В 1970-е годы Б. В. Лунин написал серию биографических документальных произведений о русских писателях: «Живые страницы. А. С. Пушкин. Н. В. Гоголь. М. Ю. Лермонтов. В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов». За эту серию Борис Владимирович Лунин удостоен звания лауреата общества «Знание» (по результатам конкурса на лучшую книгу для народных университетов).

Борис Владимирович Лунин умер 27 апреля 1976 г. в Москве.

«Смерть ойуна», 1964

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.) родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к само-убийству.

Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» —Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста —«стал на путь истинный».

Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!

По материалам журнала «Шаманство»

«По следам вилюйского узника», 1960

Большая час ть книги «По следам вилюйского узника» составляет живое описание дорожных впечатлений автора от по-ездки по Якутии.В Вилюйске Лу-нину удалось встретиться с людьми, лично знавшими Н.Чернышевского. Это были люди уже преклонного возраста, общавшиеся с писателем в молодости.Благодаря этим воспоминаниям Лунин сумел воссоздать обстановку, в которой жил Н.Г.Чернышевский.

Воспоминания Аннушки Жирковой ( «По следам вилюйского узника» )

«…За окнами солнечное зимнее утро…В такое утро к нам…пришла высокая худощавая старушонка с ласковыми синими глаза-ми…Это была Анна Александровна Жиркова, первая из вилюйских старожилов, которая как мы узнали, могла что-либо знать о Чернышевском -Приехал Николай Гаврилович, -начала она рассказ, — жил в остроге двенадцать лет. Я ходила к нему полы мыть, белье стирала; когда что порвется, зашивала(…)

— Чернышевский Николай Гаврилович(..) на простых людей славный был. Нищего встретит и того спросит, что собрал. С бабушкой Чистоплюевой дружил(…) Такая же, как и он, присланная была(…) До казенной зари ( до 9 вечера) свободно ходил, а к этому часу должен был вернуться в камеру. И время угадывал по звездам. В теплую погоду всегда-то у него книжечка под мышкой имелась. Гулял помногу, грибы собирал , ягоды тоже, красную смородину, бруснику.»

П.И.Егоров. Русские писатели о Якутии. Ч2, 1982. Якутск

Борис Луние. По следам вилюйского узника. Изд-во «Детская литература», Млсква, 1968

Саргыдаева Ангелина

(1915-1979)

В качестве корреспондента газеты «Правда»известный советский писатель К.М Симонов совершил поездку по Сибири. Во время этой поездки в сентябре 1964 года он побывал в Якутии и написал путевые заметки «Река и люди».

Историография

О Константине Михайловиче Симонове изданы книги И. Вишневской, С. Фрадкиной, Л. Финка, Д. А. Бермана, Б. М. Толочинской, множество статей и посвященных ему глав в книгах о военной теме в литературе. О нём глубоко и серьезно писали такие известные исследователи, как А. Абрамов, Г. Белая, А. Бочаров, З. Кедрина, Г. Ломидзе, В. Новиков, А. Макаров, В. Пискунов, П. Топер и другие.

К. М. Симонов участвовал во многих встречах, связанных с усилиями деятелей мировой культуры противостоять пропаганде войны и военным приготовлениям, в нем жила память 1941-1945 годов. А. Караганов вспоминал: «Парадоксально, одна-коже, факт: при всем том, что Симонов всегда последовательно, убежденно и настойчиво отстаивал свою позицию, на каждой новой встрече он буквально „обрастал“ друзьями-оппонентами; покорял непринужденностью и свободой разговора, уважительным, вдумчивым отношением к аргументам тех, с кем спорил».

В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Но наше знание о тех трагических и великих днях всё ещё нельзя считать полным и законченным.Творчество Константина Симонова в области воен-ной тематики занимает особое место. Он писал о войне не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности и с юных лет до конца дней своих продолжал думать и писать о людских судьбах, связанных с войной и военной службой.

Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».

Детство

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 (15) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (есть так-же версия, что эмигрировал). Детство провёл в Рязани и Саратове. Мать Александра Леонидовна, по второму мужу Иванишева, –настоящая Оболенская, из знаменитого княжеского рода работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник Японской и Первой мировой войн, был преподавателем тактики в военном училище.

Военные годы…

В годы войны написал и пьесы«Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии» , «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны Симонов работает за рубежом –в Японии, США, Китае (где опять-таки был военным корреспондентом). Тогда же – в 1948 –выходит сборник «Друзья и враги», в котором Симонов вновь выступает в качестве поэта-фронтовика – на призрачных фронтах разгорающейся Третьей мировой, повесть «Дым отечества», много работает в драматургии.

В военной прозе К. Симонова особое место занимает эпическое повествование в прозе об Отечественной войне –трилогия«Живые и мертвые» ( 1 9 5 9 ) , «Солдатами не рождаются» ( 1 9 6 4 ) , «Последнее лето» (1971) –так как здесь наиболее четко прослеживается основ-ной взгляд К. Симонова на войну –взаимоотношения жизни и смерти на войне.

«Река и люди» (отрывки из сибирских заметок)“… на летнем поле, на маленьком деревянном аэродромном зданьице, красиво, крупно, с замахом на будущее выведена надпись «Аэропорт Чернышевск»…»

«Река и люди» (отрывки из сибирских заметок)«…Скала здесь вечно мерзлая, все её трещины льдом, и это требует особых предупредительных мер. Пока вечная мерзло-та существует, скала не будет пропускать воду через основание и края плотины, но по мере оттаивания трещин начнется боковая и донная фильтрация через скалу…»

«Река и люди» (отрывки из сибирских заметок)“… В этих местах, по подсчетам, только 59 безморозных дней в году. Во время строительства здесь уже зафиксирована зимой температура 61 градус ниже нуля, а теоретически возможна температура—66…»

Константин Симонов через свои очерки, стихи и военную прозу показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Он проделал гигантскую работу по изучению и глубокому осмысливанию опыта войны именно с этой точки зрения. Он не приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик. Уникальны с точки зрения правдивого воспроизведения войны фронтовые записки Симонова«Разные дни войны». Читая такие глубоко проникновенные свидетельства, даже фронтовики обогащают себя новы-ми наблюдениями и более глубоко осмысливают многие, казалось бы, хорошо известные события.

Смерть и наследие

Мемориальный камень, посвящённый памяти К. Симонова, установленный наБуйничском поле.

Умер писатель 28 августа 1979 года в Москве, а прах его был развеян, согласно завещанию, над Буйничским полем (Белоруссия). Его именем названы улицы в Москве и Могилеве, Волгограде, Казани, Кривом Роге и Краснодарском крае. Также в его честь названа библиотека в Москве, установлены мемориальные доски в Рязани и Москве, названы его именем теплоход и астероид.

Использованная литература

1. Бузина, О. Стопервых суток войны Константина Симонова [Текст] / О. Бузина // Киевские ведомо-сти. –1999. –No45 (363). –5 ноября.

2. Вишневская, И. Константин Симонов [Текст] / И. Вишневская. –М., 1966.

3. Гареев, М. Всегда встрою. Константин Симонов и военная тема [Текст] / М. Гареев //Независимая газета. –2001. –No25 (72). –30 июня.

4. Гинзбург, Л. Олирике [Текст] / Л. Гинзбург. –Л.: Советский писатель, 1974

5. Егоров П.И. Русские писатели о Якутии. Часть 3.—Якутск: Книжное издательство, 1983.

6. Еременко, В. Вблизи сильных мира [Текст] / В. Еременко // Литературная Россия. –2002. –1 февраля. –No5.

7. Иванова, Н. Константин Симонов глазами человека моего поколения [Текст] / Н. Иванова //Знамя. –1999. –No7.

8. Константин Симонов в воспоминаниях современников [Текст]: сборник. –М., 1984.

9. Лазарев, Л. И. Военная проза Константина Симонова [Текст] / Л. И. Лазарев. –М.: Художественная литература, 1974.

10. Лазарев, Л. И. Драматургия К. Симонова [Текст] / Л. И. Лазарев. –М., 1952.

11. Лазарев, Л. И. Поэзия военного поколения [Текст] / Л. И. Лазарев. –М., 1966

12. Макаров, А. Серьезная жизнь [Текст] / А. Макаров. –М., 1962.

13. Симонов, К. М. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. [Текст] / К. М. Симонов. –М.: Художественная литература, 1966.

14. Симонов, К. М. Военная лирика [Текст] / К. М. Симонов. –М.: Советская Россия, 1968.

15. Симонов, К. М. Июнь-декабрь [Текст] / К. М. Симонов // Публицистика периода Великой Отечественной войны ипервых послевоенных лет.

16. Симонов, К. М. От Халхин-Гола до Берлина [Текст] / К. М. Симонов. –М.: ДОСААФ, 1973.

17. Симонов, К. М. Письма о войне. 1943-1979 [Текст] / К. М. Симонов. –М., 1990.

18. Симонов, К. М. Сегодня и давно [Текст] / К. М. Симонов. –М., 1974.

19. Симонов, К. М. Солдатское сердце [Текст] / К. М. Симонов // Литература и искусство. –1942. –15 апреля.

20. Симонов, К. М. Три тетради Текст] / К. М. Симонов. –М.: Воениздат, 1964.

21. Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. Вып. 2 [Текст] / сост. А. Г. Коган. –М.: Книга, 1985.

22. Строфы века. Антология русской поэзии [Текст] / сост. Е. Евтушенко. –Минск-Москва: Полифакт